К 120 летию со дня рождения авиаконструктора Мясищева Владимира Михайловича.

Влади́мир Миха́йлович Мяси́щев (15 [28] сентября 1902, Ефремов, Тульская губерния — 14 октября 1978, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук (1959), профессор (1947), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, почётный гражданин Тульской области (2017).
28 сентября 2022 годаисполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося выпусника МВТУ им. Н.Э. Баумана, одного из создателей первого в мире серийного межконтинентального реактивного самолета-носителя ядерного оружия М-4, руководителя Экспериментального машиностроительного завода ЭМЗ, Героя Социалистического труда Владимира Михайловича Мясищева.

В честь этой даты в Ефремове Тульской области состоялось открытие дома-музея советского авиаконструктора.
Экспозиция музея, создававшаяся в течение трех лет, включает четыре зала: "Фамильное древо", "Гостиная семьи Мясищевых", "Мечты о небе" и "Рабочий кабинет". В музее собраны архивные материалы, подаренные семьей Мясищева личные вещи, а также рабочие предметы, переданные предприятиями, где он работал. 

От "Максима Горького" до бомбардировщика М-4
Мясищев родился 28 сентября 1902 года в Ефремове. Окончив Московское высшее техническое училище (ныне Московский государственный технический университет, МГТУ) в 1926 году, он начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где принимал участие в разработке самолетов ТБ-1, ТБ-3 и АНТ-20 "Максим Горький". После ареста в 1938 году, находясь под следствием, работал в Центральном конструкторском бюро № 29 (ЦКБ-29) над пикирующим бомбардировщиком Пе-2 и создал собственный проект дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102. В 1940 году Мясищев был освобожден, а в 1943 году назначен главным конструктором и руководителем опытно-конструкторских отделов на авиазавод № 22 в Казани, где серийно выпускали созданный авиаконструктором Владимиром Петляковым пикирующий бомбардировщик Пе-2 и его модификации. Годом позже конструктор разработал дневной вариант Пе-2И.

Позже при участии Мясищева в ОКБ-23, а впоследствии на Экспериментальном машиностроительном заводе в подмосковном Жуковском, где ранее находилась летно-испытательная и доводочная база этого ОКБ, велись работы над сверхзвуковым стратегическим ракетоносцем М-50, проектировалась сверхзвуковая межконтинентальная крылатая ракета М-40 "Буран" класса "поверхность-поверхность" и разрабатывался дальний стратегический бомбардировщик М-4 - первый в мире серийный реактивный межконтинентальный самолет-носитель ядерного оружия. В 1981 году заводу было присвоено имя конструктора.

АО "ЭМЗ имени В.М.Мясищева"

Сегодня ЭМЗ им. Мясищева создает перспективные авиационные и аэрокосмические летательные аппараты, в том числе специального назначения, рассказали в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в Ростех). Так, ЭМЗ совместно с Роскосмосом работает над рядом образцов авиационно-космической техники. Предприятие также проводит ремонт, модернизацию и сервисное обслуживание самолетов семейств "Ил", "Ан", учебно-тренировочных самолетов Л-39 и Л-410, принимало участие в модернизации самолета-топливозаправщика Ил-78-2.

В рамках исполнения государственного контракта ЭМЗ серийно модернизирует противолодочные самолеты морской авиации ВМФ России Ил-38Н, самолеты радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП ("постановщик помех и попутной разведки"), воздушные командные пункты Ил-22М11-СУРТ.

На предприятии создана уникальная летающая лаборатория Як-42Д "Росгидромет" - единственный в мире самолет подобного назначения, оборудованный более чем 100 приборами и датчиками для измерения десятков различных параметров атмосферы. Кроме того, ЭМЗ модернизирует основной учебно-тренировочный самолет L-39, находящийся на вооружении ВКС РФ, и переоборудует серийный самолет Ан-140-100 в вариант для картографической аэросъемки местности, способный проводить фотосъемку местности с высоким разрешением.